Виченца известна благодаря великому гению Андреа Палладио (1508-1580 гг.), который начинал свой путь каменщиком и стал самым влиятельным архитектором своего времени. Эволюцию его стиля можно проследить именно в Виченце. В самом центре возвышается монументальная базилика, приспособленная для городского совета, рядом расположен Театро Олимпико, а по всему городу, помимо элегантных кафе и магазинов — великолепные дворцы, выстроенные великим зодчим для богатых горожан.

Базилика Палладиана, Виченца

Базилика Палладиана, Виченца

История Виченцы

Римский железный век

Изначально Виченца была заселена Эвганейцами и только в II-III веке до н.э. их вытеснили Адриатические венеты (отсюда и город Венеция и регион Венето), которые были союзниками римлян в борьбе против кельтских племен, заселявших северо-западную Италию. При поддержке римлян, население в регионе быстро росло и венеты (чья культура отразилась на этрусках и греках больше, чем кельтская) постепенно прижились. В 157 году до н.э. город стал фактически римским центром и ему было дано имя Vicetia или Vincentia, что означает «победоносный».

Тренто-мост Виченца на улице Ферсина

Тренто-мост Виченца на улице Ферсина

Римское гражданство население Виченцы получило в 49 г. до н.э. Город имел важное значение, т.к. находился на главном пути из Медиолана (Милана) в Аквилею, возле Tergeste (Триеста), но это омрачалось соседством с Пэйтавиумом (Падуя). Мало что осталось от римского города, кроме трех мостов через реки Баккильоне (Bacchiglione) и Retrone, а также своды арок римского акведука, выходящего из Porta Santa Croce.

Виченца

Виченца

В период падения Западной Римской империи, герулы, вандалы, Аларих I и его вестготы (все имеют германские корни), а также гунны (азиаты) опустошила область и город был восстановлен только после завоевания остготами в 489 г. н.э., а вскоре после этого перешел к Византии. Виченца также была важным городом при лангобардах, а позднее, центральным городом при франках. Многочисленные Бенедиктинские монастыри были построены в районе Виченцы, в начале 6-го века.

Средние века

В 899 г., Виченца была разрушена венгерскими налетчиками.

В 1001 г., Отто III передал правительство города епископу, который получил возможность развиваться отдельно, отделившись от епископальной власти. Город принимал активное участие в Лиге с Вероной, но больше, в Ломбардной Лиге (1164–1167 гг.), борющейся против императора Фридриха I Барбароссы, заставляющий Падую и Тревизо присоединиться к нему. Когда мир был восстановлен, помимо внутренних враждующих фракций Vivaresi (Ghibellines) и Maltraversi (Guelphs), вновь возобновилась старая конкуренция с Падуей, Bassano, и другими городами.

Виченца

Виченца

Деспотичный Эццелино III да Романо из Бассано изгнал гвельфов из Виченцы и избрал подестом своего брата Альберико в 1230 г. После смерти Эццелино, политическая структура старой олигархической республики была восстановлена большим советом (consiglio maggiore) из четырехсот участников и малым советом (consiglio minore) из сорока участников, которые сформировали союз с Падуей, Тревизо и Вероной. Спустя три года, Виченце доверили защиту города Падуя, как гарантию республиканской свободы, но этот протекторат быстро стал доминирующем и по этой причине Виченца, в 1311 г. перешла под управление династии Скалигеров, которая укрепила его позиции против династии Висконти из Милана.

Не далеко от Виченцы

Не далеко от Виченцы

Виченца перешел под власть Венеции в 1404 году, и его история — уже история Венеции. Также город был захвачен императором Сигизмундом и Максимилианом I, в 1509 и 1516 году.

Наше время

16-й век был временем Андреа Палладио, который оставил много выдающихся работ своего искусства с дворцами и виллами по всей территории города, который до прихода Палладио, был самым упадочным и невзрачным городом Венето.

Виченца

Виченца

После 1797 г., по Наполеоновскому указу, здесь было основано герцогство передаваемое по наследству (ликвидировано в 1896 г.) — редкое исключение, предназначенное для французских чиновников в личном королевстве Бонапарта.

После 1814 г., Виченца перешла под власть австрийской империи. Однако, в 1848 году, народ восстал против Австрии более яростно, чем в любом другом городе, помимо Милана и Брешии (город получал высшую награду за воинскую доблесть и храбрость революционеров в тот период). После Третьей войны за независимость (Австро-прусско-итальянская война), он был присоединен к Италии, как часть Ломбардо-Венецианского королевства.

Мост Ponte San Michele, Виченца

Мост Ponte San Michele, Виченца

Область Виченцы, была местом основных боевых действий в Первой мировой войне (на плато Азиаго) и Второй мировой войне (центр итальянского сопротивления) — это был самый пострадавший от союзных бомбардировок город в Венето — разрушены многие его памятники, более 2000 гражданских жертв.

В 1960-х вся центральная часть Венето, стала свидетелем сильного экономического развития, вызванное появлением малого и среднего бизнеса, начиная с широкого спектра продуктов (появление которых было чаще незаконно) и стала известена как «miracolo del Nord-est» (Северо-восточное чудо). В последующие годы, экономическое развитие головокружительно росло. Вокруг города росли огромные промышленные зоны, а занятость иностранных иммигрантов увеличилась.

Виченца

Виченца

Виченца является домом для армии Соединенных Штатов, благодаря американской военной базы Caserma Ederle (Camp Ederle), известной как армия США гарнизона Виченца. В 1965 году, Caserma Ederle стал штаб-квартирой для Южно-европейской группы, которая включает в себя 173-ю воздушно-десантную бригаду. В январе 2006 года открыта European Gendarmerie Force в Виченце.

Театро Олимпико
(Teatro Olimpico)

Театро Олимпико

Театро Олимпико

Самое древнее из сохранившихся в Европе зданий театров представляет собой выдающееся сооружение из дерева и гипса, отделанное под мрамор. Палладио начал работу над проектом в 1579 г., за год до своей смерти.

Ученик великого зодчего, Винченцо Скамоцци, принял этот проект и довел его до конца точно к сроку, назначенному для первого представления — трагедии Софокла «Царь Эдип», 3 марта 1585 г. Боги горы Олимп, в честь которой и назван театр, украшают Одеон — зал, в котором проходили музыкальные концерты.

Театро Олимпико

Театро Олимпико

Внутренний двор украшен античными статуями, которые были пожертвованы членами Олимпийской Академии, ученого общества.

Театро Олимпико

Театро Олимпико

Театро Олимпико, светильники

Театро Олимпико, светильники

В Антеодеоне хранятся фрески с изображением премьерной постановки и масляные светильники, освещавшие сцену.

Декорации Скамоцци изображают греческий город Фивы. Улицы, искусно выписанные по законам перспективы, круто поднимаются вверх и кажутся очень длинными. Величественные фигуры в тогах на фасаде являются скульптурными портретами заказчиков строительства театра.

Театро Олимпико, сцена

Театро Олимпико, сцена

Зрительный зал спроектирован Палладио по образцу открытых театров античного Рима и Греции, таких как Арена ди Верона, с полукруглыми каменными скамьями и потолком, создающим иллюзию неба.

Театро Олимпико, зрительный зал

Театро Олимпико, зрительный зал

Палаццо Кьерикати
(Palazzo Chiericati)

Палаццо Кьерикати

Палаццо Кьерикати

Этот замечательный, городской музей размещенный в Палаццо Кьерикати, построен по проекту Палладио в 1550 г. На потолке вестибюля фреска Доменико Брузадзорци изображает обнаженного возницу, олицетворяющего Солнце. Создается впечатление, что он парит над залом. На верхнем этаже размещена коллекция живописи. Среди готических алтарных картин из разных церквей Виченцы находится и Распятие (1468-1470 гг.) Ханса Мемлинга.

Палаццо Кьерикати

Палаццо Кьерикати

Церковь Санта-Корона
(Chiesa di Santa Corona)

Церковь Санта-Корона, алтарь

Церковь Санта-Корона, алтарь

Эта величественная готическая церковь построена в 1261 г. специально для хранения тернового шипа, пожертвованного Людовиком IX и, по преданию, взятого из тернового венца Христа.

В капелле Порто находится надгробие Луиджи да Порто (ум. в 1529 г.), автора повести Джульетта и Ромео. Среди живописных шедевров — Крещение Христа (ок. 1500 г.) Джованни Беллини и Поклонение волхвов (1573 г.) Паоло Веронезе.

Церковь Санта-Корона

Церковь Санта-Корона

Церковь Санта-Корона, интерьер

Церковь Санта-Корона, интерьер

Церковь Сан-Лоренцо
(Chiesa di San Lorenzo)

Церковь Сан-Лоренцо, портал, Виченца

Церковь Сан-Лоренцо, портал, Виченца

Портал этой церкви — прекрасный образец готического каменного резного декора, украшенный фигурами Девы Марии с младенцем и святых Франциска и Клары. Внутри церкви находятся надгробия и поблекшие фрески. Очарователен тихий клуатр, усаженный цветами.

Церковь Сан-Лоренцо, Виченца

Церковь Сан-Лоренцо, Виченца

Церковь Сан-Лоренцо, интерьер, Виченца

Церковь Сан-Лоренцо, интерьер, Виченца

Монте-Берико
(Monte Berico)

Монте-Берико — зеленый, заросший кипарисами холм к югу от Виченцы, где богатые жители города спасались от летнего зноя в своих загородных резиденциях. Сегодня тенистые портики обрамляют широкие улицы, соединяя центр Виченцы с базиликой на вершине холма. Эта базилика, построенная в XV в. и расширенная в XVIII в., посвящена Деве Марии, которая появилась в этих местах во время эпидемии чумы 1426-1428 гг. с вестью о том, что Виченца спасется.

Базилика Монте-Берико, Виченца

Базилика Монте-Берико, Виченца

Интерьер украшают трогательная фреска «Пьета» (1500 г.) Бартоломео Монтаньи, коллекция окаменелостей в клуатре, полотно Веронезе «Трапеза св. Григория Великого» (1572) в трапезной церкви.

Базилика Монте-Берико, алтарь, Виченца

Базилика Монте-Берико, алтарь, Виченца

Вилла Вальмарана Аи Нани
(Villa Valmarana Ai Nani)

Стена вдоль виллы, построенной в 1688 г. Антонио Муттони, увенчана фигурами карликов (nani), которые и дали имя этой вилле. Внутри вилла расписана фресками Тьеполо, на которых художник изобразил богов Олимпа, парящих на облаках и взирающих сверху на сцены из произведений Гомера и Овидия.

Вилла Вальмарана Аи Нани, Виченца

Вилла Вальмарана Аи Нани, Виченца

В отдельно стоящей Форестерии (доме для гостей) множество фресок, выполненных в XVIII в. сыном Тьеполо, Джованни Доменико. Здесь в изображении сельских сцен и времен года уже прослеживаются черты грубого реализма.

Вилла Вальмарана Аи Нани, Виченца

Вилла Вальмарана Аи Нани, Виченца

До виллы можно дойти за 10 минут от базилики Монте-Берико, попутно насладившись прекрасными видами.

Вилла Ротонда
(La Rotonda)

Эта вилла, также известная как вилла Капра-Вальмарана, благодаря совершенству своих симметричных форм считается вершиной творчества Палладио, прекрасные образцы которого можно встретить по всей Виченце. Купол, увенчивающий кубическое здание, идеально гармонирует с окружающим пейзажем. Изумительно сочетание терракотовой черепицы, белых стен и зеленых газонов.

Вилла Ротонда, Виченца

Вилла Ротонда, Виченца

Вилла (1550-1552 гг.) вдохновила многих архитекторов на создание копий даже в таких отдаленных городах, как Лондон, Санкт-Петербург и Дели. Почитатели фильма Дон Джованни Джозефа Лузи 1979 г. легко узнают здесь места натурных съемок этой картины.

Вилла Ротонда, Виченца

Вилла Ротонда, Виченца

До Ротонды можно доехать от центра города на автобусе или дойти пешком.

Палаццо Вальмарана
(Palazzo Valmarana)

Здание, спроектированное Полладио в 1566 г., украшено гигантскими пилястрами и скульптурными сценами. Строительство было завершено в 1680 г., спустя сто лет после смерти архитектора.

Палаццо Вальмарана, Виченца

Палаццо Вальмарана, Виченца

Кафедральный собор Виченцы
(Cattedrale di Santa Maria Annunciata)

Кафедральный собор Виченцы сильно пострадал во время Второй мировой войны и был перестроен — от первоначального собора остались фасад и хоры.

Кафедральный собор Виченцы

Кафедральный собор Виченцы

Андреа Палладио
(Andrea Palladio)

Этот памятник самому знаменитому горожанину Виченцы обычно окружен рыночными прилавками.

Памятник Андреа Палладио, Виченца

Памятник Андреа Палладио, Виченца