- Правители Вероны
- Кастельвеккио
- Понте Скалиджеро
- Арена ди Верона
- Сан-Фермо Маджоре
- Пьяцца делле Эрбе
- Пьяцца деи Синьори
- Арки Скалигеров
- Церковь Санта Анастасия
- Ромео и Джульетта
- Кафедральный собор Вероны
- Римский театр и Археологический музей
- Сад Джусти
- Сан-Джорджо-ин-Браида
Верона, второй по величине город Венето (после Венеции) и один из самых процветающих в Северной Италии, является крупным торговым центром. В его древней части сохранилось множество уникальных античных памятников, уступающих только самому Риму, а также прекрасных дворцов, выстроенных из rosso di Verona, местного розоватого известняка, правителями города в Средние века.
В Вероне две основные достопримечательности — величественный амфитеатр Арена ди Верона I в. н.э., ныне используемая как огромный открытый театр, и Пьяцца Эрбе с живописным рынком. Но самым притягивающим зрелищем является церковь Сан-Дзено Маджоре с необычными средневековыми бронзовыми дверями, украшенными рельефами со сценами из Библии и жизни св. Дзено.
Еще со времен римской империи площадь Эрбе, построенная на месте античного форума, является центром Вероны. У многих прекрасных дворцов, церквей и монументов города почти такая же древняя история, восходящая к Средневековью.
Правители Вероны
В 1263 г. начался 124-летний период правления династии Скалиджери.
Для укрепления власти они выбрали жесточайшую тактику. Но Скалиджери сумели принести мир и спокойствие в свой город измученный междоусобицами и внутрисемейным соперничеством. Они оказались весьма справедливыми и образованными правителями — поэт Данте в 1301 г. был приглашен ко двору и посвятил финальную часть Божественной комедии правлению Кангранде I.
В 1387 г. веронский престол захватили миланские Висконти, затем властвовали, сменяя друг друга, правители из Венеции, Франции и Австрии до момента объединения Вероны и Италии в 1866 г.
Кастельвеккио
(Castelvecchio)
В этом старом замке, построенном в 1355-1373 гг. Кангранде II, теперь размещается одна из лучших художественных галерей в Венето за пределами Венеции.
В первом отделе собраны предметы роскоши позднеримского и раннехристианского периодов — серебряные блюда, броши V в., стеклянная посуда с изображением Христа-пастыря, инкрустированная золотом, а также резные мраморные саркофаги святых Сергия и Вакха (1179 г.).
В отделе искусства Средних веков и раннего Ренессанса явно прослеживается влияние искусства северных стран на местных художников: жесткий реализм доминирует над идеализмом. Среди произведений Высокого Возрождения — собрание Мадонн XV в.
От замка открывается чудесный вид на реку Адидже и средневековый мост Скалиджеро, а также конную статую Кангранде I XIV в. с его надгробия.
Понте Скалиджеро
(Ponte Scaligero)
Этот средневековый мост, построенный Кангранде II в 1354-1356 гг., в 1945 г. был разрушен отступавшими немцами. Для его восстановления потребовалось углубление русла для сохранения каменной кладки.
Мост ведет от замка Кастельвеккьо к Арсеналу на северном берегу, построенному австрийцами между 1840 и 1861 гг., перед которым сегодня разбит общественный сад.
Арена ди Верона
(Arena di Verona)
Древнеримский амфитеатр в Вероне, построенный в 30 г. н.э., является третьим по величине в мире — после римского Колизея и амфитеатра в Санта-Мария-Капуа-Ветере близ Неаполя.
Внутри Арены, до сих пор практически не изменившейся, могли разместиться почти все жители римской Вероны. В течение веков Арена становилась свидетелем казней, ярмарок, боев быков, а также оперных постановок.
Сан-Фермо Маджоре
(San Fermo Maggiore)
Сан-Фермо Маджоре — не одна, а целых две церкви: особенно отчетливо это видно снаружи, где готические элементы апсиды увенчивают строгое романское основание. Простые аркады нижней церкви, построенной монахами-бенедиктинцами в 1065 г. на месте более раннего святилища, украшены фресками.
Свод величественной верхней церкви,воздвигнутой в 1313 г., выполнен в форме корабельного киля. Церковь расписана средневековыми фресками, среди которых есть работы XIV в. Стефано да Дзевио. Рядом находится мавзолей Бренцони (ок 1440 г.) Джованни ди Бартоло, а над ним — фреска Благовещение 1426 г. кисти Пизанелло (1377- 1455 гг.).
Пьяцца делле Эрбе
(Piazza delle Erbe)
Площадь Эрбе (Площадь трав) получила свое название от старинного городского зеленного рынка. Сегодня на прилавках, укрытых под тентами, можно купить все что угодно, от жареного молочного поросенка с ароматными пряностями до фруктов и деликатесных грибов.
В северной части площади возвышается барочное здание Палаццо Маффеи (1668 г.), увенчанное статуями. Колонна перед дворцом поддерживает венецианского льва, символизирующего вхождение Вероны в 1405 г. в состав Венецианской республики. На западной стороне находится Каза деи Мерканти (Дом торговцев) 1301 г. (перестроен в XVII в.). Напротив него, над кафе, до сих пор видны яркие настенные фрески.
Фонтан в центре площади часто закрыт рыночными прилавками, однако статуя в его середине, созданная во времена Римской империи, служит напоминанием, что эта площадь является рынком уже на протяжении двух тысячелетий.
Пьяцца деи Синьори
(Piazza dei Signori)
В центре площади стоит элегантная статуя Данте XIX в., чей взор, кажется устремлен на суровый фасад Палаццо дель Капитано, бывшего когда-то резиденцией веронских военачальников. Рядом с ним находится не менее устрашающий Дворец правосудия, Палаццо Раджоне. Оба здания построены в XIV в.
Для тех, кто отважится взобраться на 84-метровую башню Ламберти в западной стороне двора, откроется изумительный вид на Альпы.
Позади статуи Данте находится Лоджия дель Консильо (1493 г.), верхнюю часть которой украшают статуи знаменитых деятелей римской эпохи, рожденных в Вероне, включая ученого-энциклопедиста Плиния Старшего и теоретика архитектуры Витрувия.
Арки Скалигеров
(Arche Scaligere)
Рядом со входом в крошечную романскую церковь Санта-Мария Антика, бывшую когда-то церковью могущественного семейства Скалиджери, находится готическая усыпальница правителей Вероны. Над входом в церковь расположен надгробный памятник Кангранде I (ум. в 1329) со статуей правителя. Оригинал статуи хранится в Кастельвеккьо.
Рядом с церковью за кованой оградой, включающей эмблему династии (della Scala, что значит «ступеньки»), можно увидеть и другие надгробия Скалиджери. Надгробные памятники Мастино II (ум. в 1351 г.) и Кансиньорио (ум. в 1375) декорированы маленькими готическими шпилями. Остальные члены семейства Скалиджери похоронены вдоль стены церкви в более скромных могилах.
Церковь Санта Анастасия
(Chiesa di Santa Anastasia)
Величественная церковь Сант-Анастазия была заложена в 1290 г. Поблекшие от времени фрески XV в. и рельефы со сценами из жизни мученика св. Петра украшают готический портал.
Внутри находятся две водосвятные чаши с фигурами нищих, известных в народе под названием gobbi (горбуны). Фигура слева была создана в 1495 г., вторая — спустя столетие. В сакристии хранится прекрасная, но сильно пострадавшая фреска Пизанелло Святой Георгий и принцесса (1433— 1438 гг.)
Ромео и Джульетта
История Ромео и Джульетты, юных влюбленных из враждующих семейств (в пьесе Шекспира — Монтекки и Капулетти), была описана в 1520-х гг. Лугиджи да Порто из Виченцы и вдохновила множество авторов на создание бесчисленных поэм, фильмов, драм и балетов.
По преданию, в Доме Джульетты (Casa di Giulietta — Каза ди Джульетта) на Виа Каипелло, 27, Ромео взбирался на балкон своей возлюбленной; однако в действительности это здание является отреставрированным постоялым двором XIII в. Толпы народа приходят сюда взглянуть на простой фасад дома и постоять на маленьком мраморном балконе. На Виа Арке Скалиджери находится обветшалый дом. который окрестили Домом Ромео.
Так называемая могила Джульетты находится в крипте церкви Сан-Франческо аль Корсо на Виа дель Понтьере.
Кафедральный собор Вероны
(Duomo di Verona)
Строительство Веронского собора началось в 1139 г. Его фасад украшен великолепным романским порталом с рельефами Никколо, одного из двух мастеров-каменщиков, декорировавших фасад церкви Сан-Дзено.
Здесь изображены фигуры вооруженных Оливера и Роланда, двух рыцарей Карла Великого, чьи подвиги прославлялись в средневековой поэзии. Рядом с ними — фигуры евангелистов и святых с широко открытыми глазами и пышными бородами. С южной стороны находится второй романский портал, с рельефными изображениями Ионы и кита, а также комически гротескными кариатидами.
В соборе хранится прекрасное полотно Тициана Вознесение Богоматери (1535-1540). В романском клуатре можно увидеть руины ранних церквей. Баптистерий VIII в., или Сан-Джованни ин Фонте, выстроен из римской каменной кладки.
Римский театр (Teatro Romano) и
Археологический музей
(Museo archeologico)
Римский театр сооружен в I в. до н.э.; от оригинальной сцены сохранилось немного, однако полукруглые ярусы сидений для зрителей дошли до наших дней в первоначальном виде.
Из Римского театра на подъемнике можно попасть к расположенному на скале монастырю, где теперь размещается Археологический музей. В маленьком клуатре и в древних монашеских кельях можно увидеть мозаику, гончарные и стеклянные изделия, а также надгробия.
Здесь находится и бронзовый бюст первого римского императора Августа (63 г. до н.э. — 14 г н.э.).
Сад Джусти
(Palazzo e Giardino Giusti)
Разбитый в 1580 г., этот ренессансный сад искусно сочетает творения природы и человека: подстриженные самшитовые кусты, посыпанные гравием дорожки и растения в кадках контрастируют с естественным лесом. Английский писатель Джон Ивлин, посетивший Верону в 1661 г., отметил, что этот сад — самый прекрасный в Европе.
Сан-Джорджо-ин-Браида
(San Giorgio in Braida)
Строительство этой ренессансной церкви было начато около 1530 г. Микеле Санмикели. Алтарь включает знаменитое Мученичество святого Георгия Веронезе (1566 г.), а над западной дверью находится Крещение Христа, приписываемое Тинторетто (1518-1594 гг.)
Добавить комментарий