Сан-Дзено Маджоре (San Zeno Maggiore, также называют San Zenone), самая богато декорированная романская церковь Северной Италии, построена в 1120 — 1138 гг. В ней находится гробница святого — покровителя Вероны. Фасад украшают изумительное окно-роза, мраморные рельефы и изящный портал с навесом. Однако подлинной жемчужиной ансамбля являются бронзовые двери XI-XII вв.
Приземистая башня к северу от Сан-Дзено Маджоре выстроена, возможно, на могиле короля франков Пииина (777 — 810 гг.). Окно-роза над порталом начала XII в. символизирует колесо Фортуны: фигуры на ободе показывают взлеты и падения в судьбе человека.
Полосатая кладка типична для романских строений Вероны. Ряды кладки из местного розового кирпича сменяются рядами кладки из туфа цвета слоновой кости.
Колокольня, расположенная справа от церкви была построена в XI веке (строительство началось в 1045 г.) и достигла нынешней высоты в 72 м в 1173 г., а находящаяся рядом башня XIII века (слева на фото выше) принадлежит не сохранившемуся бенедиктинскому монастырю.
К началу XIX века базилика была заброшена и оставлена верующими, обветшала и был восстановлена только к 1993 году.
История
Когда Святой Зинон умер в 380 г., то согласно легенде, над его могилой вдоль старой улицы Via Gallica, по указанию короля Остготов — Теодориха Великого, была построена первая небольшая церковь.
В IX веке она была разрушена и по указанию короля Пипина при участии епископа Ратольдо было построено новое здание куда в 807 году поместили останки святого Зинона.
Но и оно было разрушено в начале X века во время венгерского нашествия и мощи святого Зинона временно перенесли в Кафедральный собор Вероны, но в 921 году их вернули в сохранившуюся крипту церкви.
В 967 г., при финансовой поддержке императора Священной Римской империи — Оттона Великого, епископом Рэтериусом было построено новое романское здание.
3 января 1117 г. церковь была повреждена землетрясением и после восстановительных работ в 1138 г. стала больше. Окончательные работы завершились в 1398 г., после реконструкции свода главного нефа и апсиды в готическом стиле.
Бронзовые дверные панели
48 бронзовых панелей на западных дверях примитивно, но очень убедительно изображают библейские истории и сцены из жизни св. Дзено. Панели левой створки датируются 1030 г. и остались от прежней церкви, ранее стоявшей на этом месте. Панели справа выполнены в 1137 г. после землетрясения. Рельефы создавались гремя различными мастерами и объединены с помощью масок. Огромные широко раскрытые глаза и турецкие шапочки, оружие и архитектура выполнены объемно. Среди изображенных сцен (некоторые из них непонятны) — Адам и Ева, Танец Саломеи и Сошествие во Ад.
Романский портал — прекрасный образец этого стиля в Северной Италии. С 1138 г. его украшают барельефы библейской тематики. Мраморные боковые панели, созданные в 1140 г., изображают сцены из Ветхого и Нового Завета.
На каждой из этих деревянных дверей прибиты 24 бронзовые пластинки, из-за чего двери кажутся металлическими. На цветном барельефе сверху изображен св. Дзено, окруженный жителями Вероны, изгоняющий дьявола.
Неф и главный алтарь
План церкви повторяет схему античной базилики, здания суда. Главный алтарь размещен в приподнятом санктуарии, где стояло кресло судьи. В нефе можно полюбоваться прекрасным образцом килевидного потолка, напоминающего внутреннюю сторону перевернутой лодки. Потолок создан в 1386 г. при перестройке апсиды.
В склепе базилики в хрустальной раке находятся останки святого Зинона в серебрянной маске, найденные в заброшенной церкви в 1838 году. Над ракой устроен алтарь. Остальное пространство разделено на девять участков многочисленными колоннами, которые венчают капители различных эпох.
Триптих Мантеньи
Нимб Мадонны в этом шедевре Мантеньи Дева Мария с младенцем и святыми (1457-1459) перекликается с формой готического окна-розы.
Добавить комментарий