Базилика Сан-Марко

Базилика Сан-Марко

В знаменитейшем венецианском соборе слились воедино архитектурные и декоративные стили Запада и Востока, создав одно из самых выдающихся творений зодчества в Европе. Своим восточным великолепием собор обязан бесчисленным сокровищам заморских владении Республики.

Среди этих сокровищ — копии знаменитых бронзовых коней, привезенных из Константинополя в 1204 г., а также прекрасные колонны, барельефы и цветной мрамор, облицовывающий главный фасад.

Базилика Сан-Марко изнутри.

Базилика Сан-Марко изнутри.

Роскошные мозаики различных эпох украшают пять арочных пролетов, а главный портал обрамлен романской резной отделкой (1240-1265).

Собор Сан-Марко

Собор Сан-Марко

Строительство Сан-Марко

Купола Сан-Марко

Купола Сан-Марко

Имеющая форму греческого креста и увенчанная пятью огромными куполами, эта церковь стала третьей, построенной на этом месте.

Первая, в которой хранились мощи святого Марка в IX в., была уничтожена пожаром.

Вторую церковь снесли для сооружения новой, отражающей возросшее могущество Венеции. Прототипом этого шедевра послужила церковь Двенадцати апостолов в Константинополе.

С 1075 г. все корабли, приходящие из других стран, должны были привозить драгоценный подарок для украшения «Дома святого Марка». Мозаика внутри собора в основном относится к XII—XIII вв. и покрывает 4240 м2. Некоторые мозаики позднее были заменены творениями Тициана и Тинторетто.

До 1807 г. собор был частной капеллой дожей, затем унаследовал у Сан-Пьетро ди Кастелло роль кафедрального собора Венеции.

Экскурсия по собору

Роскошный интерьер собора Св. Марка выложен сверкающей мозаикой от самого нартекса, или атрия, базилики до своего кульминационного завершения в великолепии куполов Вознесения и Пятидесятницы.

Купола Вознесения и Пятидесятницы Св. Марка

Купола Вознесения и Пятидесятницы Св. Марка

Купол Сотворения в атрии содержит великолепное Сотворение мира. Пол выложен мозаикой из мрамора и стекла.

Ступени из атрия ведут в Музей Марчиано, где хранятся знаменитые кони базилики.

Купол Сотворения Сан-Марко

Купол Сотворения Сан-Марко

Среди других реликвий — инкрустированная драгоценными камнями Пала д’Оро (Золотой образ), над главным алтарем, икона Мадонна Никопея (Победоносная) и бесценные изделия из серебра, золота и стекла в Сокровищнице.

Икона Мадонна Никопея

Икона Мадонна Никопея

Мозаика

Мозаика в Сан-Марко, фрагмент

Мозаика в Сан-Марко, фрагмент

Более 4000 кв.м. сверкающей позолоченной мозаики покрывают купола, стены и пол базилики. Самая ранняя, относящаяся к XII столетию, создана мастерами Востока. Вскоре их изысканную технику переняли венецианские умельцы, к которым перешло украшение собора, сочетающее византийское и западное влияние.

Мозаика в арке Сан-Марко

Мозаика в арке Сан-Марко

Мозаика на полу в Сан-Марко

Мозаика на полу в Сан-Марко

В течение XVI в. в мозаиках были воспроизведены многие сюжеты Тинторетто, Тициана, Веронезе и других известных художников.

Среди самых ослепительных мозаик, многие из которых тщательно отреставрированы, — мозаики центрального купола Вознесения XIII в. и купола Пятидесятницы XII в. над главным нефом.

Пала д’Оро

Позади капеллы Сан-Клементе самая драгоценная реликвия Сан-Марко: Пала д’Оро. Усыпанный драгоценными камнями алтарный образ состоит из 250 эмалевых фрагментов с золотым фоном в готическом обрамлении из позолоченного серебра. Этот шедевр был заказан в Византии в 976 г. н.э и затем в течение ряда веков украшался.

Пала д'Оро

Пала д’Оро

В 1797 г. Наполеон изъял несколько драгоценных камней, однако произведение до сих пор богато жемчугами, рубинами, сапфирами и аметистами.

Музей Марчиано

Ступеньки из атрия ведут в Музей Марчиано (Сан-Марко), из лоджии которого открывается потрясающий вид на интерьер собора.

Бронзовые кони, хранящиеся в дальнем зале музея, были украдены из античного ипподрома в Константинополе (современный Стамбул) в 1204 г., однако их происхождение, римское или эллинистическое, остается загадкой. Здесь также выставлены мозаики, средневековые рукописи и старинные гобелены.

Подлинная квадрига в Музее Марчиано

Подлинная квадрига в Музее Марчиано

Баптистерий и капеллы

Баптистерий (закрыт для посещения) был пристроен дожем Андреа Дандоло (1343-1354), который здесь и похоронен вместе с Сансовино, спроектировавшим купель.

Примыкающая капелла Дзен (также закрыта для посещений) стала погребальной капеллой кардинала Дзен в 1504 г. Капеллы деи Масколи в левом трансепте украшены сценами из жизни Девы Марии, а в третьей капелле того же трансепта хранится икона Мадонна Никопея, привезенная в Венецию в 1204 г.