Основанная в честь Сан-Рокко (святого Роха), посвятившего свою жизнь лечению немощных, Скуола (школа) была благотворительным учреждением. Строительство начал в 1515 г. Бартоломео Бон и продолжал Скарпаньино вплоть до своей смерти в 1549 г. Постройка финансировалась за счет пожертвований венецианцев, желающих заручиться поддержкой св. Роха, и Скуола быстро стала одной из богатейших в городе.

Скуола Гранде ди Сан-Рокко

Скуола Гранде ди Сан-Рокко

В 1564 г. было решено заказать Тинторетто украшение стен и потолка Скуолы. Его самые ранние произведения, первые из более чем 50 его работ в Скуоле, находятся в небольшом Зале Альберго. Поздние работы художника занимают Нижний зал, на первом этаже, сразу около входа.

"Распятие" написанное Тинторетто в 1565 г. для Зала Альберго Скуолы ди Сан-Рокко

«Распятие» написанное Тинторетто в 1565 г. для Зала Альберго Скуолы ди Сан-Рокко

Нижний зал

Мария Египетская, Тинторетто

Мария Египетская, Тинторетто

Роспись первого этажа была выполнена в 1583-1587 гг., когда Тинторетто было уже за 60. Она включает восемь живописных полотен, иллюстрирующих жизнь Марии. Этот цикл начинается с «Благовещения» и заканчивается «Успением Богоматери», недавно отреставрированным.

«Бегство в Египет», «Мария Магдалина» и «Мария Египетская» отличаются особой умиротворенностью. Это особенно подчеркивается отрешенной и одухотворенной фигурой Девы Марии в картине «Мария Египетская». Во всех трех полотнах пейзаж является важнейшей частью композиции.

Главный зал и Зал Альберго

Великолепная лестница Скарпаньино (1544-1546), верхний пролет которой украшают два огромных живописных полотна, созданных в память о чуме 1630 г., ведет в Главный зал. Здесь Тинторетто расписал стены и потолок библейскими сюжетами в 1575-1581 гг.

Потолок украшают сцены из Ветхого Завета. Три огромных динамичных квадратных полотна в центре изображают эпизоды из Книги Исхода: Моисей иссекает воду из скалы, Медный змий и Манна небесная. Все это — намеки на благотворительные цели Скуолы — облегчение жажды, болезни и голода соответственно.

Настенная живопись запечатлела сцены из Нового Завета, перекликающиеся с росписями на потолке. Две самые выдающиеся работы — Искушение Христа, где изображен молодой привлекательный сатана, предлагающий Христу хлеб, и Поклонение пастухов.

Как и Искушение Христа, Поклонение состоит из двух частей: женская фигура, пастухи и вол внизу и Святое семейство вверху.

Прекрасные резные фигуры под картинами были добавлены в XVII в. скульптором Франческо Пьянта. Фигуры эти аллегорические и включают карикатуру на Тинторетто с его палитрой и кистями, воплощающего Живопись (около алтаря).

"Благовещение", Тициан

«Благовещение», Тициан

Этюд Христос, несущий крест также находится в Главном зале. Его приписывают Джорджоне, хотя многие считают автором Тициана.

Рядом со входом в Зал Альберго можно увидеть знаменитое «Благовещение» Тициана. В самом же зале находится наиболее впечатляющее произведение художника — «Распятие»

Тинторетто приступил к росписи этого зала в 1564 г., получив заказ на роспись потолка Святой Рох во славе.

Святой Рох

Святой Рох

На противоположной от Распятия стене изображены эпизоды из Страстей: Христос перед Пилатом, Коронование терновым венцам и Восхождение на Голгофу.

(1565). Генри Джеймс писал о Тинторетто: «Ни одно полотно не содержит в себе столько человеческой жизни; в ней есть все, включая самую утонченную красоту».