Музыка и опера в Италии, до её объединения, особенно в течение XVII и XVIII столетий, была различна для каждого региона. Центр каждой области, имел свои собственные музыкальные традиции.
Музыкальные вкусы Рима как папского города были наименее гедонистическими, к тому же оперное искусство было ему чуждо.
На рубеже XVI столетия на сцену вышла Флоренция со своей знаменитой camerata (возрождение традиций древнегреческих спектаклей).
В Венеции сложились благоприятные условия для развития церковной музыки, а Неаполь в XVIII в. прославился комической оперой.
В XIX в. Милан стал признанным центром итальянской оперы, сосредоточенной в Ла Скала.
Средневековье и эпоха Возрождения
Из произведений Боккаччо и других писателей известно, что пение, танцы и поэзия в Средние века и в эпоху Ренессанса часто были тесно связаны друг с другом. Музыка в Италии воспринималась лишь как часть представления, а не как чистая форма искусства.
Большой вклад в развитие музыкального искусства в этот период внесли монах Гвидо д’Ареццо (ок. 993-1050), усовершенствовавший нотную запись, и Франческо Ландини (1325-1397) — его произведения отличались необычайным лиризмом.
Последующие 150 лет царил стиль Ars Perfecta, давший миру замечательного композитора Джованни Палестрина (1525-1594), знаменитого своими хоровыми полифоническими произведениями. Мадригалы (вокальное изложение поэзии Петрарки и других авторов) приобрели большую популярность.
В начале XVII в. такие композиторы, как Карло Джезуальдо (ок 1561-1613) и Клаудио Монтеверди, бросили вызов существующим традициям, введя большее количество декламации и элементов неожиданности в музыке.
Великие итальянские композиторы
Клаудио Монтеверди (1567-1643)
прославился благодаря созданию Вечерен в 1610 г. Его мадригалы и оперы внесли значительный вклад в развитие музыки.
Антонио Вивальди (1678-1741)
написал более 600 концертов, в основном для скрипки. Его Времена года до сих пор находятся среди бестселлеров классической музыки.
Джоаккино Россини (1792-1868)
создатель комических опер, таких как Севильский цирюльник Романтика и выразительность его других, серьезных произведений часто остаются без внимания.
Барокко
Музыка Монтеверди обозначила переход от Ренессанса к стилю барокко XVII в. Слово «барокко» означает «причудливый», богато украшенный: пышность и вычурность царили во всем искусстве той эпохи.
Мадригалы Монтеверди начинались как обычные партии для четырех голосов, а заканчивались настоящими мини-операми. Произошло это благодаря популярности индивидуального инструментального стиля и развитию basso continuo (вспомогательный орган, клавесин или лютня, под аккомпанемент которых вступали солист или дуэт), что привело к зарождению струнного оркестра.
Новая манера декламации означала, что различные эмоциональные состояния воспроизводились со вздохами и всхлипываниями, а не просто монотонно описывались. Создавая свои Вечерни, Монтеверди использовал акустические возможности собора Сан-Марко в Венеции, где сумел добиться стереофонического эффекта.
В 1680-х Арканджело Корелли (1653 -1713) вновь обратился к классицизму.
Корелли известен благодаря «кончерто гроссо», где сольная струнная группа противопоставляется целому ансамблю. Его последователем был Антонио Вивальди (1678-1741). Наряду со скрипками он использовал духовые и струнные щипковые музыкальные инструменты.
Возникновение оперы
Зарождение оперы относят к свадебным церемониям итальянских зажиточных семей XVI в. Монтеверди был первым оперным композитором.
В XVII в. Алессандро Скарлатти (1660-1725) сформулировал модель, состоящую из оркестровой увертюры, за которой следовало развитие сюжета — речитатив, прерываемый трехчастными ариями. Сюжеты для серьезных опер-сериа в основном заимствовались в мифологии, а развлекательные оперы-буффа порой отдавали дань традициям комедии дель арте.
Композитор Джоаккино Россини получил известность именно благодаря созданию комических опер, таких как Севильский цирюльник.
Винченцо Беллини (1801 -1835) и Гаэтано Доницетти (1797-1848) развивали стиль пения бельканто.
Самыми выдающимися оперными композиторами второй половины XIX в. были Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини (1858-1924).
Верди нередко брал сюжеты своих произведений у Шекспира, а другие композиторы, как, например, Пуччини, обратились к новому направлению — веризму (современный реализм). Богема Пуччини- один из самых утонченных примеров этого стиля.
Джузеппе Верди (1813-1901)
написавший первое свое произведение для театра Ла Скала, был самым значительным оперным композитором XIX в. Наиболее известны его оперы Риголетто и Аида.
XX век
Вначале XX столетия опера Пуччини «Девушка с Запада» ввела в оперу ковбоев, Турандот устремила внимание на Восток, а Тоска принесла в этот жанр мучения и убийства. Некоторые композиторы пытались подражать немецкой и французской музыке, и лишь немногие итальянские произведения, такие как оперы Отторино Респиги (1879-1936), исполнялись регулярно.
Сегодня самым значительным деятелем в послевоенной итальянской музыке считается Лучано Берио (1925-2003), который развивал «Музыкальный театр», относительно новую форму музыкального искусства, совмещающую драму и оперу. Берио возобновил оперную традицию. И все же именно с Лучано Паваротти связывают возрождение международного интереса к оперному искусству.
В 1990-х концерты звездного «Трио теноров» в составе Лучано Паваротти, Хосе Каррераса и Пласидо Доминго собирали огромную аудиторию зрителей во всем мире. Еще одна звезда оперы и классической музыки -знаменитый дирижер Риккардо Мути, директор театра Ла Скала.
Добавить комментарий